Эксперты утверждают, что предложенные изменения фиксируют уже фактически сложившееся положение дел. Зато, как шутят юристы, кругозор россиян после вступления в силу нового закона значительно расширится, а их юридическая и техническая грамотность повысятся до заоблачных высот. Требования к созданию ТСЖ должны быть ужесточены, а устав товарищества обязательно должен приниматься единогласно. В то же время представительские полномочия объединения собственников будут сужены — прописана четкая формулировка, что ТСЖ представляет только те законные интересы домовладельцев, которые связаны с управлением общим имуществом. Кроме того, вводится понятие договора о содержании и ремонте общего имущества в многоквартирном доме. Его обязаны заключить все домовладельцы, в том числе и не входящие в ТСЖ. По замыслу авторов поправок, в этом случае управляющая компания (в этом случае — товарищество) сможет, во-первых, в судебном порядке понуждать к заключению договоров, во-вторых, взыскивать в принудительном порядке сумму задолженности с неплательщиков. Размер платежей определяется сметой ТСЖ. Права собственников, вступивших и не вступивших в товарищество, новый законопроект фактически уравнивает. Любой домовладелец должен иметь право на доступ к информации о деятельности ТСЖ, в том числе финансовой, и на предъявление требований по качеству коммунальных услуг. Финансовое бремя, возложенное на плечи «организованных» и «диких» собственников слегка различается — член ТСЖ обязан вносить учредительный, членские и дополнительные взносы. Впрочем, расходы по содержанию дома обе категории несут одинаковые. Закреплена в законопроекте и обязанность лиц, принявших помещения в многоквартирном доме от застройщика, вносить плату за коммунальные услуги вплоть до регистрации своих прав. Размер платы должен определяться в соответствии с Жилищным кодексом и действующим законодательством. Ответственность застройщика, по вине которого покупатели жилья иногда годами не могут оформить квартиры в собственность, по-видимому, выходит за рамки жилищного кодекса. Неясно, и как быть в том случае, если уже заселенный дом продолжает снабжаться по временной схеме, и энергетики выставляют счета по тарифам, действующим для строительных компаний. Зато законодатели не забыли указать, что собственники несут субсидиарную ответственность по долгам ТСЖ и управляющих компаний – если задолженность перед поставщиками коммунальных услуг вызвана неплатежами домовладельцев, к ним могут быть предъявлены требования и, соответственно, на их имущество может быть обращено взыскание. Для домовладельцев предусмотрена возможность вносить плату непосредственно ресурсоснабжающим организациям, минуя ТСЖ и управляющие компании как посредников. Но, увы, ни слова не сказано о том, что поставщики услуг обязаны заключать со всеми желающими прямые договоры. Предусмотрен и ряд мер, направленных на стимулирование активности домовладельцев. Это и правило о том, что порядок определения тарифов за безучетное потребление должен стимулировать ставить приборы учета, и введение административной ответственности за их неустановку — для граждан предусмотрен штраф до 200 руб. Участвовать в управлении домом собственников заставят на добровольно-принудительной основе. Если в течение двух лет после ввода дома в эксплуатацию домовладельцы не определятся с формой управления, то будет считаться, что они управляют им непосредственно. Следовательно, каждый владелец недвижимости будет обязан заключить договоры непосредственно с ресурсоснабжающими организациями — как быть с тем, что энергетики крайне неохотно соглашаются на прямые договоры, опять же не разъясняется. Ответственность за состояние дома, его уборку, чистоту прилегающей территории и за падающий с крыш лед возлагается на собственников. Управляющие компании тоже столкнутся с новшествами: организации, не являющиеся ТСЖ или ЖСК, но управляющие общим имуществом в многоквартирном доме, обязаны быть членами саморегулируемых организаций. И именно СРО и должны устанавливать стандарты и правила оказания услуг по управлению, квалификационные требования к непосредственным коммунальным работникам, а также выдавать сертификаты. В СРО буден сформирован компенсационный фонд, который можно использовать при привлечении к ответственности управляющей компании. Минимальный взнос в компенсационный фонд – 100 000 руб. Кроме того, все УК обязаны застраховать свою ответственность за причинение вреда при управлении. Минимальная страховая сумма – 500 000 рублей за каждый обслуживаемый многоквартирный дом. Эти правила должны вступить в силу с 1 января 2013 года. «Поправки отражают общую направленность реформы ЖКХ, — прокомментировал «Фонтанке» предложенные изменения старший юрист практики по недвижимости и инвестициям юридической компании «Качкин и Партнеры» Юрий Халимовский. — Если закон будет принят, практически всякая ответственность государственной власти за обслуживание, ремонт и эксплуатацию жилья исчезнет, останется лишь в части государственного и муниципального жилищного фонда». «На самом деле, никуда от этого не деться. Это парадигма: собственник платит за все», — добавляет он. «И если он захочет узнать, за что же он платит, ему придется шевелиться: участвовать в собраниях, проверять сметы, считать доходы и расходы, вникать в детали деятельности по управлению, в разницу между двумя моделями счетчиков, сравнивать эффективность удаления сосулек ломом и лазером, в общем, самому стать управляющим», — замечают юристы. Причем жильцам, проживающим в квартирах по договорам соцнайма, расслабиться тоже не удастся: все их отличие от собственников состоит только в одном — вместо налога на имущество они будут вносить плату за наем. Причем, поскольку гражданская активность населения низка, предусмотрены разные стимулы: экономический (повышенные тарифы за безучетное потребление, возможность злоупотреблений со стороны управляющих организаций при взимании платы и осуществлении расчетов) и административный (штрафы за нереализацию или ненадлежащую реализацию своего, казалось бы, права на участие в управлении многоквартирным домом). «Хочешь не хочешь, а придется принять заботливое предложение государства расширить кругозор и распространить сферу личной ответственности на все, что происходит дома, в широком смысле слова, — делает вывод Халимовский. — Это, по существу, всегда было так. Но теперь это становится еще и юридически правильным». Впрочем, один безусловный плюс в поправках юристы нашли. В законе впервые подробно разъяснено, что входит в содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома. Эти четко прописанные нормы должны облегчить жизнь домовладельцам: они смогут более детально и грамотно формулировать свои претензии к управляющим компаниям. И более аргументированно объяснять нерадивым УК, что входит в обязанности тех, кто управляет жилыми домами. Пакет поправок к действующему «Жилищному кодексу» был подготовлен фракцией «Единая Россия», среди его авторов — глава комиссии ГД по собственности Виктор Плескачевский и председатель комитета ГД по строительству и земельным отношениям Мартин Шаккум. В первом чтении предложенные изменения обсудили в октябре 2010 года. Повторное обсуждение должно пройти в самое ближайшее время. «Жилищный кодекс действительно принимался очень поспешно, и в нем множество нестыковок, — объяснил корреспонденту «Фонтанки» представитель «идеологических противников» авторов поправок, советник спикера Совета Федерации РФ Сергея Миронова. — С тем, что его надо менять, не спорил никто — даже высшие государственные чиновники. Но нас внесенные поправки не устраивают, поскольку абсолютно не решают проблемы». Кроме того, по мнению эксперта, изменения не соотносятся с существующей реальностью. «Жителей никто не допустит к управлению, — замечает он. — Почему-то какие бы хорошие законы ни принимались, всегда находится группа чиновников-общественников. Которые очень жестко оттирают всех лишних людей от возможностей чем-то управлять». Кира Обухова, "Фонтанка.ру" |